Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные.
Цель деятельности учителя: формировать умение различать существительные собственные и нарицательные, умение правильно писать имена собственные.
Планируемые результаты :
Личностные: осознание лексического и грамматического богатства русского языка, понимание роли русского языка в воспитании патриотизма.
Предметные: знать основания деления существительных на собственные и нарицательные, правило употребления большой буквы в именах собственных, правило выделения кавычками названий газет, книг и т.д.; уметь распознавать имена собственные и нарицательные; правильно писать собственные имена, графически обозначать условия выбора верных написаний; разграничивать омонимичные формы имён собственных и нарицательных.
Метапредметные: извлекать информации из текстов, содержащих теоретические сведения, и из текстов упражнений; владеть диалогом, речевым этикетом.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы и формы обучения: наблюдение за языковыми явлениями, эвристическая беседа, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Наглядно-демонстративный материал: мультимедийная презентация, раздаточный материал для учащихся.
Основные понятия: нарицательные существительные, собственные существительные.
Этапы урока
|
Обучающие и развивающие компоненты
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формы организации учебной деятельности
|
Формируемые УУД
|
Организа
ционный этап.
|
Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к работе
|
Создаёт эмоциональный настрой. Приветствует, проверяет готовность к уроку, раздаёт листы-карточки каждому учащемуся. Желает успеха.
|
Подготовка к работе.
|
Фронтальная
|
П: Понимают познавательную задачу
Р: планируют необходимые действия
К: определяют эмоциональный настрой
|
Мотивация учебной деятельности учащихся
сосредоточение внимания, пробуждение интереса к уроку
|
Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Поиск решения учебной задачи
|
Предлагает отгадать загадку
«Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.»
Организует предварительную беседу.
|
Называют изучаемую часть речи – существительное.
|
Беседа.
Применение знаний
|
П: воспроизводят необходимую информацию, систематизируют собственные знания.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу.
К: слушают, формулируют высказывания.
|
Актуализация знаний
подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к овладению новыми знаниями
|
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний.
|
Организует повторение знаний.
Что мы уже знаем об имени существительном?
|
Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания об имени существительном.
(Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? относятся к мужскому, женскому или среднему роду. Изменяются по падежам и числам. В предложении чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами. Существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными. Примеры из упр.486 (Д,З.)
|
фронтальная
|
П: воспроизводят необходимую информацию, систематизируют собственные знания.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу.
К: слушают, задают вопросы, формулируют высказывания.
|
Постановка целей и задач урока
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.
|
Определение целей деятельности на уроке .
|
Знакомит учащихся с темой урока «Имена существительные собственные и нарицательные». Предлагает учащимся сформулировать цели урока в соответствии с темой.
|
Формулируют цели учебной деятельности в беседе с учителем.
Узнаем, какие существительные являются собственными, какие нарицательными. Научимся различать их.
Понимают необходимость овладеть новыми знаниями
|
Проблемный диалог.
|
П: осознают цели учебной деятельности
Р: осознают недостаточность своих знаний, стремятся к преодолению трудностей.
К: слушают одноклассников, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
|
Первичное усвоение новых знаний.
Создание проблемной ситуации.
|
Раскрытие сущности новых понятий. Усвоение новых способов учебной деятельности. Эвристическая беседа. Наблюдение над языковыми единицами.
|
Организует учебно- познавательную деятельность учащихся. (Слайд 2-3)
Создаёт проблемную ситуацию.
Из текста мы узнали об одной маленькой речке. Таких речек на свете много, Соколов-Микитов рассказал нам о Вертушинке, той речке, которая протекала в его родном краю. В чём же разница между словами речка и Вертушинка? (Слайд 4-5)
Да, словом речка можно назвать любую из множества речек, это сущ. называет предмет из ряда однородных, а Вертушинка - называет единичный предмет, именно эту речку.
Какое из них собственное?
А в рассказе о нашем крае мы стали бы говорить о другой речке. Какой?
. В тексте упоминается ещё одна река со своим названием. Какое это сущ.?
Рассмотрим ещё примеры. (Слайд 6-8)
|
Работают с текстом.
Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Понимают необходимость овладеть новыми знаниями.
.
Речек может быть много разных. А Вертушинка одна.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о том, что есть нарицательные и собственные существительные.
Существительное речка - нарицательное, а существительное Вертушинка – собственное
Находят слово Ока. Это собственное сущ.
Леметь.
Писатели - название однородных предметов. Это нарицательное сущ.
И.С. Соколов-Микитов – это сущ. собственное, так как называет одного человека.
(записывают примеры)
|
Фронтальная, индивидуальная.
Проблемный диалог.
|
П: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания.
Р: планируют необходимые действия, работают по плану.
К: слушают одноклассников, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
|
Первичная проверка понимания.
Осмысление новой учебной информации.
|
Раскрытие сущности новых понятий. Беседа по материалам учебника. Обсуждение результатов наблюдения.
|
Организует и направляет совместную деятельность.
Давайте выясним, какие же сущ. относятся к собственным. Прочитаем в учебнике на стр.52
Какие сущ. относятся к собственным? Как пишутся собственные сущ.?На какие вопросы могут отвечать собственные сущ.? Что это означает?
|
Работают с учебником. Осваивают лингвистические термины. Заполняют таблицу. (на слайде)
Предполагают, что могут быть и одушевлёнными, и неодушевлёнными
|
Индивидуальная
|
П: перерабатывают и преобразовывают информацию систематизируют собственные знания.
Р: планируют необходимые действия, осуществляют самоконтроль
К: строят монологические высказывания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
|
Первичное закрепление.
Применение знаний и умений в новой ситуации;
конструирование нового способа действия.
|
Выполнение творческих практических заданий. Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое явление.
|
Организует и направляет учебно- познавательную деятельность.
Где мы встречаем собственные существительные?
Собственные существительные встречаются в самых разных сферах деятельности человека. Мы постараемся узнать о них как можно больше.
Краеведы (2гр.) выполнят упр.496 по карте Нижегородской обл.
Искусствоведы (1гр.) –упр.491
Ученики из 3 гр. будут выполнять у доски упр.497
Создаёт проблемную ситуацию.
А теперь попробуем разобраться с текстом одного стихотворения. (слайд 10)
Вот село (В,в)ысокое,
Место здесь (В,в)ысокое.
Вот моя подружка (Р,р)оза,
У нее в букете - (Р,р)оза.
Это кот (П,п)ушок,
(Он и вправду, как (П,п)ушок),
Это речка (Т,т)ьма,
(В речке рыбы - (Т,т)ьма!)
Вот какая чудо-(Р,р)ыбина!
(Рисовала Люда (Р,р)ыбина).
А.Шибаев.
Почему автор поставил в словах и большую букву, и маленькую?
|
Высказывают и обосновывают предположения.
Выполняют упражнения.
Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы одноклассников.
Делают выводы об употреблении и написании собственных существительных.
Формулируют собственные мысли, объясняют различие существительных нарицательных и собственных, обосновывают выбор заглавной буквы.
|
Групповая, индивидуальная.
|
П: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Р: вырабатывают навыки самоконтроля, адекватно оценивают свою деятельность.
К: слушают одноклассников, формулируют собственные высказывания.
|
Информация о домашнем задании
Осознание учащимися своей учебной деятельности
|
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе учебника и дополнительных материалов
|
Выучить материал на стр.52
3 гр. – упр.494
2гр. –упр.499
1гр. – сообщение «Советую прочитать». Указать автора и название книги, имена героев. Кратко сообщить, чем интересна книга.
|
Принимают домашнее задание. Задают необходимые вопросы.
|
Индивидуальная, групповая. Творческие задания поискового характера.
|
П: применяют полученные знания, находит и анализирует изученные языковые единицы.
Р: контролируют учебные действия, осознают трудности и находят пути преодоления
|
Рефлексия. Осознание и воспроизведении в речи того, чему научился, что нового узнал, в каких навыках продвинулся дальше
|
Заключительная беседа.
|
Что нового узнали на уроке?
Какие трудности у вас появились в процессе работы?
Как вы их преодолевали?
Понравилось ли вам на уроке?
Какое настроение у вас сейчас?
|
Участвуют в беседе. Определяют своё эмоциональное состояние с помощью табличек-смайликов.
|
|
П: делают обобщения, выыоды.
Р: оценивают свою работу, осознают правила контроля.
|
1.Текст.
Маленькую нашу речку, впадающую в большую многоводную реку Оку, называют Вертушинкой. Начало своё Вертушинка берёт среди широкого, зелёного луга – там, где из земли бьёт чистый прозрачный ключ.
В глубокий лесной овраг вливается Вертушинка, вертится, бежит среди высоких крутых берегов.
Мелкая рыбёшка резвится в холодной прозрачной воде. По зеркальной поверхности воды на тонких ножках быстро бегают паучки.
Множество цветов растёт на берегах Вертушинки. В глубоких затонах плавают белые лилии и кувшинки. Красуются над цветами бабочки, играют стрекозы, садятся на кашку тяжёлые шмели.
Я очень люблю Вертушинку. Такие маленькие речки, носящие ласковые, милые имена, питают водой самые глубоководные и широкие реки. ( По И.С. Соколову-Микитову)
- Прочитайте выразительно текст.
- Определите тему и основную мысль текста.
- Озаглавьте.
- Определите тип текста .
- Определите стиль текста.
- Укажите слова, с помощью которых автор создаёт образную, выразительную картину природы, передаёт свои чувства.
|