Четверг, 18.04.2024, 12:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя Симановой Натальи Павловны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Файлы » Уроки русского языка

Имена существительные собственные и нарицательные 5 класс
[ Скачать с сервера (1.46 Mb) ] 09.08.2017, 13:52

Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные.

Цель деятельности учителя: формировать умение различать существительные собственные и нарицательные, умение правильно писать имена собственные.

Планируемые результаты :

Личностные: осознание лексического и грамматического богатства русского языка, понимание роли русского языка в воспитании патриотизма.

Предметные: знать основания деления существительных на собственные и нарицательные, правило употребления большой буквы в именах собственных, правило выделения кавычками названий газет, книг и т.д.; уметь распознавать имена собственные и нарицательные; правильно писать собственные имена, графически обозначать условия выбора верных написаний; разграничивать омонимичные формы имён собственных и нарицательных.

Метапредметные: извлекать информации из текстов, содержащих теоретические сведения, и из текстов упражнений; владеть диалогом, речевым этикетом.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы и формы обучения: наблюдение за языковыми явлениями, эвристическая беседа, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Наглядно-демонстративный материал: мультимедийная презентация, раздаточный материал для учащихся.

Основные понятия: нарицательные существительные, собственные существительные.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Формируемые УУД

Организа

ционный этап.

 

Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к работе

Создаёт эмоциональный настрой. Приветствует, проверяет готовность к уроку, раздаёт листы-карточки каждому учащемуся. Желает успеха.

Подготовка к работе.

Фронтальная

 

П: Понимают познавательную задачу

Р: планируют необходимые действия

К: определяют эмоциональный настрой

Мотивация учебной деятельности учащихся

сосредоточение внимания, пробуждение интереса к уроку

Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Поиск решения учебной задачи

Предлагает отгадать загадку

«Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.»

Организует предварительную беседу.

Называют изучаемую часть речи – существительное.

Беседа.

Применение знаний

П: воспроизводят необходимую информацию, систематизируют собственные знания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: слушают, формулируют высказывания.

Актуализация знаний

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к овладению новыми знаниями

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний.

Организует повторение знаний.

Что мы уже знаем об имени существительном?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания об имени существительном.

(Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? относятся к мужскому, женскому или среднему роду. Изменяются по падежам и числам. В предложении чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами. Существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными. Примеры из упр.486 (Д,З.)

 

фронтальная

П: воспроизводят необходимую информацию, систематизируют собственные знания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: слушают, задают вопросы, формулируют высказывания.

Постановка целей и задач урока

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Определение целей деятельности на уроке .

Знакомит учащихся с темой урока «Имена существительные собственные и нарицательные». Предлагает учащимся сформулировать цели урока в соответствии с темой.

Формулируют цели учебной деятельности в беседе с учителем.

Узнаем, какие существительные являются собственными, какие нарицательными. Научимся различать их.

Понимают необходимость овладеть новыми знаниями

 

Проблемный диалог.

П: осознают цели учебной деятельности

Р: осознают недостаточность своих знаний, стремятся к преодолению трудностей.

К: слушают одноклассников, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Первичное усвоение новых знаний.

Создание проблемной ситуации.

Раскрытие сущности новых понятий. Усвоение новых способов учебной деятельности. Эвристическая беседа. Наблюдение над языковыми единицами.

Организует учебно- познавательную деятельность учащихся. (Слайд 2-3)

Создаёт проблемную ситуацию.

Из текста мы узнали об одной маленькой речке. Таких речек на свете много, Соколов-Микитов рассказал нам о Вертушинке, той речке, которая протекала в его родном краю. В чём же разница между словами речка и Вертушинка? (Слайд 4-5)

Да, словом речка можно назвать любую из множества речек, это сущ. называет предмет из ряда однородных, а Вертушинка - называет единичный предмет, именно эту речку.

Какое из них собственное?

А в рассказе о нашем крае мы стали бы говорить о другой речке. Какой?

. В тексте упоминается ещё одна река со своим названием. Какое это сущ.?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим ещё примеры. (Слайд 6-8)

 

 

Работают с текстом.

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Понимают необходимость овладеть новыми знаниями.

.

 

Речек может быть много разных. А Вертушинка одна.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод о том, что есть нарицательные и собственные существительные.

Существительное речка - нарицательное, а существительное Вертушинка – собственное

Находят слово Ока. Это собственное сущ.

Леметь.

 

Писатели - название однородных предметов. Это нарицательное сущ.

И.С. Соколов-Микитов – это сущ. собственное, так как называет одного человека.

(записывают примеры)

Фронтальная, индивидуальная.

Проблемный диалог.

П: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания.

Р: планируют необходимые действия, работают по плану.

К: слушают одноклассников, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Первичная проверка понимания.

Осмысление новой учебной информации.

Раскрытие сущности новых понятий. Беседа по материалам учебника. Обсуждение результатов наблюдения.

Организует и направляет совместную деятельность.

Давайте выясним, какие же сущ. относятся к собственным. Прочитаем в учебнике на стр.52

Какие сущ. относятся к собственным? Как пишутся собственные сущ.?На какие вопросы могут отвечать собственные сущ.? Что это означает?

 

Работают с учебником. Осваивают лингвистические термины. Заполняют таблицу. (на слайде)

 

 

 

 

Предполагают, что могут быть и одушевлёнными, и неодушевлёнными

 

Индивидуальная

П: перерабатывают и преобразовывают информацию систематизируют собственные знания.

Р: планируют необходимые действия, осуществляют самоконтроль

К: строят монологические высказывания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку

Первичное закрепление.

Применение знаний и умений в новой ситуации;

конструирование нового способа действия.

 

Выполнение творческих практических заданий. Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое явление.

Организует и направляет учебно- познавательную деятельность.

Где мы встречаем собственные существительные?

Собственные существительные встречаются в самых разных сферах деятельности человека. Мы постараемся узнать о них как можно больше.

Краеведы (2гр.) выполнят упр.496 по карте Нижегородской обл.

Искусствоведы (1гр.) –упр.491

Ученики из 3 гр. будут выполнять у доски упр.497

 

 

 

 

Создаёт проблемную ситуацию.

А теперь попробуем разобраться с текстом одного стихотворения. (слайд 10)

Вот село (В,в)ысокое,

Место здесь (В,в)ысокое.

Вот моя подружка (Р,р)оза,

У нее в букете - (Р,р)оза.

Это кот (П,п)ушок,

(Он и вправду, как (П,п)ушок),

Это речка (Т,т)ьма,

(В речке рыбы - (Т,т)ьма!)

Вот какая чудо-(Р,р)ыбина!

(Рисовала Люда (Р,р)ыбина).

А.Шибаев.

Почему автор поставил в словах и большую букву, и маленькую?

 

 

 

Высказывают и обосновывают предположения.

 

 

 

Выполняют упражнения.

Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы одноклассников.

Делают выводы об употреблении и написании собственных существительных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют собственные мысли, объясняют различие существительных нарицательных и собственных, обосновывают выбор заглавной буквы.

Групповая, индивидуальная.

П: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Р: вырабатывают навыки самоконтроля, адекватно оценивают свою деятельность.

К: слушают одноклассников, формулируют собственные высказывания.

Информация о домашнем задании

Осознание учащимися своей учебной деятельности

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе учебника и дополнительных материалов

Выучить материал на стр.52

3 гр. – упр.494

2гр. –упр.499

1гр. – сообщение «Советую прочитать». Указать автора и название книги, имена героев. Кратко сообщить, чем интересна книга.

Принимают домашнее задание. Задают необходимые вопросы.

Индивидуальная, групповая. Творческие задания поискового характера.

П: применяют полученные знания, находит и анализирует изученные языковые единицы.

Р: контролируют учебные действия, осознают трудности и находят пути преодоления

Рефлексия. Осознание и воспроизведении в речи того, чему научился, что нового узнал, в каких навыках продвинулся дальше

Заключительная беседа.

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Как вы их преодолевали?

Понравилось ли вам на уроке?

Какое настроение у вас сейчас?

 

Участвуют в беседе. Определяют своё эмоциональное состояние с помощью табличек-смайликов.

 

П: делают обобщения, выыоды.

Р: оценивают свою работу, осознают правила контроля.

 

 

1.Текст.

Маленькую нашу речку, впадающую в большую многоводную реку Оку, называют Вертушинкой. Начало своё Вертушинка берёт среди широкого, зелёного луга – там, где из земли бьёт чистый прозрачный ключ.

В глубокий лесной овраг вливается Вертушинка, вертится, бежит среди высоких крутых берегов.

Мелкая рыбёшка резвится в холодной прозрачной воде. По зеркальной поверхности воды на тонких ножках быстро бегают паучки.

Множество цветов растёт на берегах Вертушинки. В глубоких затонах плавают белые лилии и кувшинки. Красуются над цветами бабочки, играют стрекозы, садятся на кашку тяжёлые шмели.

Я очень люблю Вертушинку. Такие маленькие речки, носящие ласковые, милые имена, питают водой самые глубоководные и широкие реки. ( По И.С. Соколову-Микитову)

 

  1. Прочитайте выразительно текст.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Озаглавьте.
  4. Определите тип текста .
  5. Определите стиль текста.
  6. Укажите слова, с помощью которых автор создаёт образную, выразительную картину природы, передаёт свои чувства.
Категория: Уроки русского языка | Добавил: simanowanat
Просмотров: 355 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024
uCoz