Понедельник, 19.11.2018, 02:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя Симановой Натальи Павловны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Файлы » Уроки литературы

Урок литературы в 6 классе по рассказу А. Платонова "Неизвестный цветок"
[ Скачать с сервера (613.1 Kb) ] 08.08.2017, 16:17

Технологическая карта урока

 

Тема урока: Прекрасное вокруг нас. Сказка- быль А.П. Платонова «Неизвестный цветок».

 

Цели урока: знакомство учащихся со сказкой-былью «Неизвестный цветок»; формирование умений работать с текстом; определение проблем, затронутых автором; воспитание ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Задачи:

  • способствовать полноценному восприятию произведения и творчества А. П. Платонова;
  • расширить представления учащихся о жанре «сказка- быль», о композиции художественного произведения;
  • продолжить формирование и развитие умений художественного анализа текста, определения темы и идеи художественного произведения;
  • формировать конкретные художественные образы с помощью средств изобразительного искусства и литературного анализа произведения;
  • развивать образное мышление учащихся через эмоциональное восприятие текста, через осмысление своего отношения к герою;
  • формировать и развивать коммуникативные умения и навыки, развивать творческие способности школьников;
  • формировать в учащихся уважительное, чуткое отношение к окружающему миру, умение видеть и ценить прекрасное в мире.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

 

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, словарная работа); индивидуальная (устный рассказ, выразительное чтение); групповая (работа с текстом), коллективная .

 

Оборудование : портрет А. Платонова, книги Платонова для детей, мультимедийная презентация.

 

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литератур­ных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев; определение в произведении элементов сюжета, ком­позиции;

Метапредметные:

  • познавательные: уметь сравнивать, обобщать факты и понятия; находить необходимую информацию в тексте;
  • коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; формулировать и отстаивать своё мнение, проявлять уважительное отношение к другим.
  • Регулятивные: понимать учебные задачи. Оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Осознание связи человека и природы.

 

 

 

СЦЕНАРИЙ УРОКА:

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Формы организации учебной деятельности

Формируемые УУД

Организационный этап.

Включение учащихся в деятельность

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Пожелание успеха..

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочих мест.

 

Фронтальная

.Коммуникативные

Проявляют уважительное отношение к партнерам. Определяют эмоциональный настрой..

Мотивация к деятельности.

Целеполагание.

Сосредоточение внимания, пробуждение интереса к теме урока.

Осознание новой учебной задачи.

Посмотрите на изображения (слайды ). Что вы видите? В чём выражается красота природы вокруг нас? Это может быть самый простой цветок, который вызовет у нас самые прекрасные чувства. Видеть прекрасное в неприметном помогают нам русские писатели.

 

– К кому же из русских писателей мы отправимся? С биографией какого писателя вы знакомились дома? (А.П. Платонов)

– Давайте откроем учебники и прочитаем название произведения А.П.Платонова. Определим цели нашей работы.

 

Слушают учителя, воспринимают информацию. Рассказывают о своих открытиях в окружающем мире.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Формулируют цели урока (познакомиться с текстом произведения, определить главные мысли произведения и т.д.)

Записывают тему урока в тетрадь.

Совместно с учителем составляют план действий на уроке.

Беседа. Применение знаний.

.

Коммуникативные

Слушают и слышат других. Составляют устное монологическое высказывание на заданную тему.

Регулятивные

Самостоятельно

формулируют цели урока, совместно с учителем планируют деятельность по достижению цели урока

 

Актуализации знаний.

Подготовка мышления учащихся и организация внутренней потребности к овладению новыми знаниями.

Поделитесь фактами из биографии Андрея Платонова, которые кажутся вам наиболее значимыми.

Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Спустя многие годы, это маленькое произведение было высоко оценено. «Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей. Чистое золото поэзии сердца», - скажет о ней критик Виктор Чалмаев.

–Какой подзаголовок дает А.Платонов своему произведению»? (сказка- быль) Что вас удивило или смутило? Определение жанра - авторская сказка

Устный рассказ «Страницы жизни Платонова»

 

 

Слушают учителя.

Прогнозируют содержание рассказа по его названию

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают. Вспоминают определение понятий «сказка», «быль», отмечают их несовместимость.

Сказка – произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием фантастических сил.

Быль – то, что действительно происходило, реальное событие.

 

Фронтальная , индивидуальная.

Проблемный диалог.

Регулятивные

Прогнозируют на основе имеющейся информации

Коммуникативные

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные

Извлекают информацию, получают новую информацию на основе имеющейся

 

Усвоение нового материала.

Первичное восприятие и осмысление содержания

сказки-были «Неизвестный цветок»

Послушаем чтение рассказа.

 

 

Выделим этапы развития сюжета. На какие части вы бы разделили текст? Как их можно озаглавить?

Совместно с товарищем по парте составьте простой план.


Объясните значения слов пустырь, томиться, тучная земля, превозмогать.

 

Подготовленные учащиеся выразительно читают рассказ. (4 ученика)

Слушают рассказ, следят по учебнику.

 

. Возможный план:

  1. Жизнь цветка на пустыре.
  2. Знакомство с Дашей.
  3. Новая жизнь пустыря.

4. Год спустя

 

 

Проводят словарную работу. Сравнивают с объяснение значений на слайде.

Групповая

Познавательные

Применяют изучающее чтения Коммуникативные

Слушают одноклассников, формулируют собственные высказывания. Работают в группах.

Регулятивные

Организуют деятельность, планируют необходимые действия.

 

Анализ текста произведения.

 

Анализ 1 части.

Организует работу в группах.

1 группа находит описание жизни цветка на пустыре. Отметьте слова, которыми передаётся жизнь цветка.

2 группа находит описание самого цветка. Определите выразительные средства, которые использует автор.

3 группа определяет отношение автора к цветку.

.

 

 

 

 

Вопросы к работе групп: какие признаки сказки вы видите? Признаки были?

Чем необычен цветок?

Что бы вы сказали этому цветку при встрече?

У цветка не было имени. Давайте сделаем ему подарок –имя.

 

 

 

 

 

 

 

Анализ 2 части.

 

Самостоятельная работа.

–Как раскрывается характер Даши при встрече с цветком?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ 3 части.

– Как изменился пустырь, благодаря помощи пионеров?

Почему дети сделали это?

 

Анализ 4 части.

Почему всю зиму Даша помнила о цветке?

Какие чувства испытала Даша, не найдя цветок через год?

Где Даша нашла такой же, но только новый цветок?

Что унаследовал сын от отца? Что изменилось?.

Какое чувство вызывает новый цветок у вас?

 

Находят примеры : «Сторожил ветер», «собирал росу», «трудно было питаться из одних пылинок», «нуждался в жизни и превозмогал свою боль», «радовался первому лучу солнца», «не хотел жить печально». Отмечают, что главным приёмом является олицетворение. Цветок показан, как живой. Ему было трудно; он страдал. боролся за жизнь

«венчик простого светлого цвета», «как звезда, светился живым мерцающим огнём», «благоухание», «ветер уносил его запах». Отмечают сравнение со звездой. Цветок один на пустыре, как звезда в небе. Он также прекрасен, как звезда.

 

Писатель перечисляет трудности, с которыми сталкивался цветок. Мы ощущаем его сочувствие к судьбе цветка.

Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость. Он растёт вопреки всем трудностям. И от этого он особенный.

Знакомятся с разными мнениями по вопросу, обдумывают их, выражают свое согласие/несогласие с мнением другого, аргументируют.

Рассуждают, делятся своими рассуждениями.

 

 

Выразительное чтение –инсценировка встречи Даши с цветком ( 3 ученика: Даша, цветок, автор)

 

Даша познакомилась с цветком, постаралась понять его, проявила сострадание, сделала шаг навстречу одинокому цветку, сумела разглядеть то, что никто до нее не замечал).

 

 

 

Объясняют поступок пионеров желанием помочь другим цветам расти в доброй земле.

 

 

Отвечают на вопросы с опорой на текст художественного произведения

 

Даша скучала по цветку. Нашла такой же в прежних, даже еще более тяжелых условиях. Второй цветок, что появился на следующий год на облагороженном детьми пустыре, был ещё лучше. Он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил в камне

Цветок восхищает своим жизнелюбием, стойкостью.

Групповая.

Проблемный диалог.

Познавательные

Извлекают информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; иллюстрация).

Излагают содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно.

Осуществляют анализ и синтез.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные

Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её.

Оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Слушают других, принимают иную точку зрения.

 

Итоги урока

Познакомьтесь с высказываниями известных людей.

«Счастье даётся тому, кто много трудится.» (Леонардо да Винчи)

«Спешите делать добрые дела!» (А. Яшин)

«Лучами земля опоясана, цветами земля опоясана, ходите дорогами ясными». (П. Елфимов»

 

Подумайте, с какими эпизодами или частями сказки А.П. Платонова их можно было бы соотнести. Почему?

 

 

– В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были? Какова идея сказки?

 

Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, чтобы вы чувствовали неразрывную связь с природой, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, описанный А.П. Платоновым.

 

Знакомятся с афоризмами, соотносят их с эпизодами произведения, объясняют свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют идею произведения.

Надо уметь выстоять и остаться собой даже в трудных ситуациях. Многого можно добиться благодаря своему трудолюбию. И главное, милосердие, любовь ко всему живому, умение видеть прекрасное даже в неприметном.

Беседа.

Познавательные

Соотносят новую информацию с уже известной

Коммуникативные

Формулирут собственное мнение и позицию, аргументируют её.

Оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

 

Информация о домашнем задании.

 

 

 

 

Выполнение заданий по выбору на основе материалов учебника , задания творческого характера.

-Письменный ответ на вопрос 5 (стр 50) «Чем не похожи на других главные герои Платонова?»

-Иллюстрация к сказке (с цитатой из текста)

Записывают домашнее задание

 

 

Рефлексия

Осознание и воспроизведение в речи того, чему научился, что нового узнал.

Ребята, вспомните, какие цели мы с вами ставили в начале урока?

Достигли ли мы их?

Думаю, что каждый из вас открыл что-то новое для себя после прочтения сказки-были. Давайте вырастим свои цветы.

Напишите на цветочках-сердечках свои пожелания, и наш мир тоже станет немного прекраснее.

Осуществляют оценку урока и самооценку.

Записывают кратко свои мысли (берегите цветы, ведь им трудно бывает расти; помогай природе; старайтесь увидеть красоту; доброта – самое важное качество человека и т.п.)

 

Регулятивные

оценивают свою работу

Познавательные

делают обобщения, выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

Литература.6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2/под ред. В.Я. Коровиной. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной/ авт.-сост. А.Н. Замышляева.- Волгоград: Учитель, 2015.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Уроки литературы | Добавил: simanowanat
Просмотров: 380 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2018
uCoz